Практическое саморегулирование

Вторая международная конференция - 20 ноября 2014 г.


ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ

Данный проект будет скорректирован по итогам обсуждения участниками Конференции.


РЕЗОЛЮЦИЯ (Проект)

II Международной конференции

«Практическое саморегулирование»

 

          Развитие всех направлений  профессиональной и предпринимательской деятельности является главнейшей задачей современной России на пути экономического развития государства.  От решения этой задачи в полной мере зависит рост внутреннего продукта, укрепление экономической и политической независимости Российской Федерации.

          Введение института саморегулирования в экономическую практику России стало первым шагом на пути решения названной задачи.

          В Поручении Президента Правительству от 27 мая 2014 г. сформулирована задача разработки общегосударственной модели саморегулирования и это демонстрирует  на высшем государственном уровне понимание стратегической важности развития института саморегулирования и его влияние на рост экономики России.

Качество разрабатываемой Стратегии развития саморегулирования и успех ее последующей реализации является важнейшей задачей всего государства и личной ответственностью каждого из нас!

 

 

Участники Конференции считают, что сегодня Государство и Общество подошли к осознанию необходимости реформирования подходов к управлению рыночными отношениями через механизмы регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности..

Любая возникающая формация впитывает все недостатки и достоинства субъектов, ее образующих. Институт саморегулирования не является исключением. Однако, саморегулирование стало единственным из многих регулятивных институтов, сумевшим за небольшой период своего существования (с 2002 года – арбитражные управляющие, с 2007 года – все остальные сферы деятельности) показать способность к самостоятельному объединению профессионалов и предпринимателей для решения отраслевых задач. Саморегулирование смогло преодолеть многие барьеры, изменить отношение скептически настроенных слоев общества, начать выстраивать паритетное эффективное взаимодействие Общества, Бизнеса и Власти.

  

Участники Конференции отмечают растущую практику введения дополнительных требований, расширяющих требования действующего законодательства, саморегулируемым сообществом в отношении самих себя, что свидетельствует о положительном эволюционном развитии обсуждаемого регулятивного института.

Такая практика выражается в разработке и все более широком применении унифицированных подходов к системе корпоративных отношений, процедурам принятия решений, контрольным и дисциплинарным процедурам, публичности и раскрытию информации.

Применяемые саморегулируемыми организациями унифицированные подходы все чаще опираются на методические рекомендации и стандарты, вырабатываемые коллегиально представителями профессионального сообщества, в том числе в процессе работы Совета ТПП РФ по саморегулированию.

 

К исключительной компетенции профессионального и предпринимательского сообщества относится:

 

   Формирование коллективного общественного менталитета, нацеленного на высокую индивидуальную ответственность;

   Развитие репутационных механизмов через формирование открытой информационной среды и инструменты публичности;

   Разработка стандартов профессиональной и/или предпринимательской деятельности и кодекса этики;

   Осуществление контроля в отношении соблюдения установленных стандартов и этических норм;

   Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении субъектов экономической деятельности;

   Внесудебное урегулирование споров и применение корпоративной ответственности.

 

Необходимо отметить, что такие регулятивные институты, как лицензирование и аккредитация могут регулировать предпринимательскую или профессиональную деятельность только по формальным признакам.

Участники Конференции единодушны во мнении о растущей зрелости профессионального и предпринимательского сообщества, его способности самостоятельно и эффективно повышать качество производимых товаров, работ и услуг, нести ответственность, создавать условия для добросовестной конкуренции и защищать права потребителей.

 

Главным сдерживающим фактором мы признаем практически полное игнорирование позиции профессионального и предпринимательского сообщества представителями органов власти, приведшее к тому, что вся законодательная база по саморегулированию разработана без учета мнения Сообщества; отсутствие Стратегии развития саморегулирования; системно проработанной субъектной модели, включающей все стороны рыночных и общественно-государственных отношений, в том числе саморегулируемые организации, национальные объединения и их членов.

 

 

Участники Конференции считают недопустимым до разработки общегосударственной модели саморегулирования внесение изменений в действующее законодательство, направленных на усиление государственного регулирования или монополизацию рынка, например, введением ограничений для получения статуса СРО в процентном отношении от количества участников рынка (СРО аудиторов; СРО участников финансовых рынков).

 

Опираясь на мнения докладчиков пленарного заседания и результаты работы профильных секций, Конференция решила:

 

1.    Поддержать инициативу Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности по разработке Стратегии развития саморегулирования в Российской Федерации до 2025 года.   Принять за основу обсужденный на Конференции проект Стратегии (основные положения).

 

2.    Предложить органам законодательной и исполнительной власти  создать объединенную рабочую группу для доработки Стратегии и внесения ее в Правительство и администрацию Президента к 31.03.2015 г.

 

3.     Поручить Совету провести анализ причин недостаточной результативности саморегулирования в различных отраслях экономической деятельности. По итогам указанного анализа, с учетом зарубежного опыта и лучшей российской практики саморегулирования  во исполнение поручения Президента от 27 мая 2014 г. подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о формировании общегосударственной модели саморегулирования к 15 января 2015 года.

 

4.    При разработке общегосударственной модели саморегулирования предлагается:

   установить Министерство, отвечающее, в том числе за вопросы формирования политики в сфере саморегулирования и Ведомство, отвечающее за ведение государственных реестров, надзор и контроль за саморегулируемыми организациями и их национальными объединениями (например, Минэкономразвития России и Росреестр);

   определить Комитет Государственной Думы РФ в компетенцию которого входит рассмотрение всех законопроектов, связанных с саморегулированием профессиональной и предпринимательской деятельности (например, Комитет по вопросам собственности или Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству);

   законодательно закрепить институт национальных объединений саморегулируемых организаций, как профессиональных регуляторов отраслей, в компетенцию которых входит, в том числе разработка стандартов деятельности и кодекса этики, согласование отраслевых законопроектов, представление интересов отрасли при взаимодействии с органами власти и потребителями работ/услуг;

   законодательно закрепить принципы создания и функционирования национальных объединений, не позволяющие использовать их в интересах отдельных СРО или конкретных персоналий, в том числе:

   принципы создания – в одной сфере деятельности может быть только одно национальное объединение; не должно быть заградительных барьеров на вступление;

   принципы функционирования – информационная открытость и публичность, обязательная ротация представительных органов управления, запрет на осуществление предпринимательской деятельности в сфере СРО или их членов; принципы принятия решений – одно СРО – один голос при равных членских взносах;

   Принять отдельный закон о национальных объединениях саморегулируемых организаций или внести изменения в «базовый» закон «О саморегулируемых организациях» преобразовав его в закон «О саморегулировании».

 

5.    Считать необходимым введение различных механизмов ответственности, в т.ч. создание обществ взаимного страхования. Предусмотреть законодательную возможность для СРО выбирать механизм ответственности для своих членов.

 

6.    Поддержать инициативу Совета по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности в провозглашении Хартии информационной открытости профессионалов и предпринимателей, пригласить национальные объединения, саморегулируемые организации и иные общественные организации присоединиться к Хартии путем участия в работе по ее развитию.

{ГалереяМатериала}{СоциальныеВиджеты}
Уведомление